Диализ и реформа

10.05.2020

За один раз не получится, много разного накопилось.

Диализные комиссии.
Были созданы в давние времена для ОТКАЗА в диализе.
Когда деревья были большими каждый диализ был подвигом для пациента и персонала. Дивлизаторы — «конфетки» отечественного производства, шунты Скрибнера, кровь, диализные машины несуществующих сейчас фирм без особого контроля безопасности. Амбулаторного диализа не существовало совсем. Существовали многочисленные противопоказания к гемодиализу, такие как возраст, сахарный диабет, системные заболевания, онкология и тд.
Ситуация изменилась, когда амбициозные молодые хирурги — Юрий Южков и Алексей Ковалев, под сенью Александра Никоненко, задумали сделать трансплантацию печени. Анализ проблемы быстро показал, что сначала надо пересаживать почки. Что, в свою очередь, потянуло за собой необходимость амбулаторного гемодиализа — чтобы иметь достаточно длинный Лист ожидания из более-менее сохранных пациентов.
Запорожье — по тем временам крупный индустриальный центр, заводы работали, авторитет Александра Семеновича огромный, и всё завертелось. Закуплены и установлены диализные машины одной немецкой фирмы (реклама тут). Длительное время Запорожье лидировало по количеству диализных мест на млн населения в стране. Плюс постоянное первое место по количеству трупных трансплантаций.
Успехи рождают новые проблемы (из раннего).
Огромное количество диализных мест для Украины оказалось совершенно ничтожным на фоне цивилизованного мира. К тому же у нас, как и во всем мире, начали расширяться показания к применению Амбулаторного диализа. Диабет, СКВ, возраст — диализ. Была ещё неприятная связь гемодиализа и трансплантации почки. В одном из центров не принимали на диализ без уже готового донора почки. Диализ отделился от трансплантации и проблема исчезла.
И тут возник дефицит диализных мест. Как во всем мире. Демагогические вопли о том, что диализ дороже трансплантации, о том, что трансплантация решит проблему недостаточности диализных мест, оказались просто демагогическими воплями. Врачи диализных центров оказались перед очень неприятной проблемой отказывать пациентам в амбулаторном гемодиализе. К тому же прием на диализ имел, при дефиците диализных мест, некоторую коррупционную составляющую. Которую не стоит преувеличивать. Тем не менее.
Пациенты, по направлению участкового терапевта, семейного врача, направляются на диализную комиссию при каком то органе медицинской власти. Там им ОТКАЗЫВАЮТ. Это очень важный момент. Если есть свободные диализные места и НЕОГРАНИЧЕННОЕ финансирование расходников, то отказывать никто не собирается. И необходимости в диализных комиссиях никакой нет. Ненужная бюрократическая структура. Врач не имеет права заниматься сортировкой. Он должен лечить, оказывать помощь. Если он занимается сортировкой, то он перестает быть врачом и становится чиновником или Богом, что еще хуже.
Так вот, диализные комиссии отказывали пациентам в амбулаторном гемодиализа. Отказывали в виде постановки в очередь на амбулаторный гемодиализ и совета в случае ухудшения состояния получить СТАЦИОНАРНЫЙ гемодиализ в БСМП. Сейчас в очереди более 80 человек.

Так вот, 1.04.20 начался второй этап реформы, деньги пошли за пациентом и прочие лозунги. Диализные комиссии отменены!
Пациенты могут самостоятельно выбирать диализные центры, как удобнее добираться, кто любит Фрезу, а кто Ниппро. За каждым диализом НСЗУ вроде прикрепила 1894 гривен, из которых примерно 1300 — расходники, 200 — административные нужды больницы, 400 — зарплата диализного персонала. Прекрасная идея!
Но есть нюансы
НСЗУ оплачивает АМБУЛАТОРНЫЙ гемодиализ по глобальной ставке.
Стоимость расходников больше денег, выделяемых НСЗУ на диализ.

Продолжу вскоре...

Игорь Писаренко

Игорь Писаренко

Рассказать друзьям