Я недавно в нескольких источниках прочитал интервью доктора Гизеке, бывшего главного эпидемиолога Швеции, где он оправдывает шведский вариант подхода к эпидемии по сравнению с другими странами.
Там есть достаточно разумные идеи и высказывания, есть что-то, с чем я не согласен, есть откровенно голословные утверждения. Например уже давно существующее утверждение про верхушку айсберга с огромной подводной частью. Судя по тестированию антител, это не так. Хотя, может отсутствие антител не идентично отсутствию столкновения с болезнью и иммунитета в каком-то другом виде. Но он этого не говорит, он говорит, что мы не знаем огромного количества переболевших. Ну может быть. Ну и это несколько пренебрежительное к умершим, да, у нас много умерло, но посмотрим у кого больше умрет через год, а у нас зато экономика будет лучше. И не менее пренебрежительное к америке и Италии. Ну да, умерло много, так как не подготовились. Достаточно странное и неуважительное утверждение, что весь мир, кроме США, Италии и Испании был готов, а вот эти страны нет. Хотя эпидемиолог должен был бы задуматься, что могут быть какие-то другие факторы распространения вируса или его вирулентности, которая по какой-то причине оказалась выше на востоке США, на севере Италии и в отдельных регионах Испании.
Но главное, что зацепило именно меня - его утверждение, что работает только мытье рук, подтвержденное доктором Игнацом Земмельвайсом 150 лет назад.
Доктор Земмельвайс - мой герой, как и многие другие Провачики и Форсманы.
Думаю Гизеке не мог не знать историю Земмельвайса, а ведь, если использовать его постулат в конце того абзаца, что ношение масок сомнительно, то он делает тоже самое, что 150 лет назад делали коллеги Земмельвайса, обрекая многих на необязательную смерть.
Но по порядку.
На имя Земмельвайса я наткнулся, готовясь к лекции по сепсису для резидентов. У меня было ощущение, что на весь час материала не хватит, грузить усталых людей еще большим количеством путей патогенеза, на которые все равно не удастся никак повлиять лечением, не хотелось, и я придумал найти что-нибудь интересное и необязательное. Нашел несколько длинных подробных обзоров истории исследования сепсиса от Гиппократа до наших дней и историю профилактики и лечения инфекций от древних нубийцев и опять же до сейчас. Встреться мне слово Земмельвайс в другом источнике, я был бы уверен, что это просто сорт немецкого нефильтрованного пива. Ну или композитор так и оставшийся в тени современников. Но в контексте истории сепсиса и его профилактики пиво, а тем более композиторы, не были логичны, и я решил почитать что-нибудь еще про эту сложную фамилию.
Итак, в середине девятнадцатого века в Венском университетском госпитале смертность от родильной горячки была в районе 25 процентов. Ну то есть четверть рожениц умирало только от инфекции. А ведь есть много других возможностей умереть во время родов. В общем, учитывая отсутствие в те времена глобальных военных конфликтов, рожать было куда опаснее, чем служить в армии. В тот знаменательный день схватки очередной роженицы вошли в нужный ритм и доктор Земмельвайс вышел покурить во двор больницы. Дым его сигареты заглушал запах, идущий из анатомички, где проводились вскрытия, а может направление ветра было удачное, но доктор остался курить именно там. В это время из анатомички вышла группа студентов и направилась в родильное отделение, где наслаждалась схватками пациентка доктора, а также много других рожениц. Земмельвайс заметил, что ни один из студентов не свернул по дороге в ватерклозет или как это называется в Австрии. Самое короткое расстояние между двумя точками - прямая и доктор понял, что на прямой ведущей из внутренностей умерших от различных причин до промежности его пациентки нет ни единого умывальника. Он провел чудесный в своей логичности эксперимент. Удлинив маршрут студентов на несколько метров и секунд, требуемых на мытье рук, он показал снижение смертности от родильной горячки до пяти, если не ошибаюсь, процентов. Проспективное исследование с лечебным вмешательством и историческим контролем. Все гениальное - просто, Земмельвайс побежал публиковать свою находку. Но неожиданно его подняли на смех, никто его находке не поверил и не принял всерьез. Мыть руки казалось нелепой помехой для маститых докторов. Земмельвайс был тщеславным человеком. Насмешки тяжело ударили по его психике, он впал в депрессию и был помещен в психиатрическую лечебницу. До Фрейда было очень далеко, до Шарко чуть ближе, но за неимением матери, на которую можно все свалить, и холодного душа, пациентов в качестве лечения и профилактики в психиатрических стационарах просто избивали. Вероятно не моя руки, так как доктор Земмельвайс довольно скоро умер от нагноившихся ран.
До введения асептических медицинских практик после смерти доктора прошло почти четверть века. В это время в Европе все так же не происходило крупных военных конфликтов, а четверть рожениц все так же умирало от инфекционных осложнений. Сейчас мы с тем же апломбом коллег Земмельвайса, к которому добавили немного либертарианства, говорим о том, что доказательства защитной функции масок не убедительны, а обязать всех их носить - тоталитаризм и полицейский произвол. Я вижу логику ношения масок в общественных местах, хотя и не получаю от этого никакого удовольствия. Если кто-то докажет, что они абсолютно неэффективны для предотвращения распространения респираторных вирусов, я с радостью откажусь от этого. Но пока что, я предпочту предотвратить возможный вред, который я могу нанести. Ну и вдогонку вопрос: считаете ли вы обязанность медперсонала соблюдать личную гигиену при осмотре пациентов произволом, тоталитаризмом главврачей и вторжением в их частную жизнь? Вероятно нет. А ведь у нас заболело огромное количество амбулаторного персонала, которые продолжали принимать в клиниках пациентов, наслаждавшихся своей свободой ходить без масок.
Первый комментарий перевод интервью (за точность перевода не ручаюсь).
Второй совсем небольшой мета-анализ недостаточности мытья рук для предотвращения респираторных инфекций.
