Зарегистрирован фавипиравир, очевидно, по облегчённому пути с использованием 441-го постановления правительства.
В принципе, в существовании такого пути криминала нет - особые механизмы для чрезвычайных ситуаций (с облегчением требований по эффективности и безопасности) предусмотрены в и других странах.
Что немного печалит, так это следующая цитата “Фавипиравир достаточно хорошо изучен, так как с 2014 года под названием «Авиган» использовался в Японии против тяжелых форм гриппа.”
Давайте проясню. История с регистрацией фавипиравира в Японии была довольно необычной.
Компания-производитель пыталась зарегистрировать этот препарат для лечения сезонного (обычного) гриппа - сами понимаете, каковы потенциальные объёмы продаж.
Однако японский национальный регулятор счёл фавипиравир неэффективным против сезонного гриппа, и регистрация была выдана в 2014 году только по очень своеобразно сформулированному показанию: “лечение гриппа, вызванного новыми штаммами гриппа в кризисной ситуации при неэффективности других противовирусных средств” (редкий случай, сошлюсь не на японский оригинал, а на цитирующую его статью Нью-Йорк Таймс).
В переводе на человеческий язык: от обычного гриппа не помогает, но вдруг поможет от марсианского гриппа, и то вряд ли, но уж если война и немцы, то в порядке исключения можно применять.
С тех пор фавипиравир мирно дремал на складах военных, откуда его, отряхнув от пыли, доставали, чтобы попробовать против Эболы, но тоже без особых успехов.
Вот трудно мне себе представить, что препарат, не показавший ранее достойной эффективности против какого-либо вируса, вдруг сработает против короны.
Однако, всякое случается.
Поэтому проводить клинические исследования можно и нужно, при условии открытости и соблюдения буквы закона.
Показательный клинический случай описывается на Jamanetwork: 25-летняя рентгенолог, работавшая с COVID-19, поступила с сухим кашлем и внезапной резкой потерей обоняния, но без лихорадки.
При эндоскопии носовых ходов аномалий обнаружено не было, однако на серии МР-томограмм наблюдались изменения в структурах головного мозга, отвечающих за обоняние.
Был выполнен ПЦР тест, положительный.
При контрольной МРТ 28 дней спустя изменения в мозге регрессировали.
Это я к вопросу о том, объясняется ли исчезновение обоняние именно размножением вируса в слизистой носа.
И отвлечёмся от короны.
Интересная статья из Гонконга рассказывает о результатах рандомизированного клинического исследования с “ослеплением”, в котором больным с остеоартритом коленного сустава вводили внутрисуставно либо концентрированный раствор декстрозы (Д-глюкоза), либо физраствор в качестве плацебо.
Введение декстрозы привело к статистически достоверному уменьшению боли, улучшению функции и повышению показателей качества жизни. Исследование небольшое и требует подтверждения.
Такой безопасный способ лечения остеоартрита был бы большим подспорьем пациентам и врачам, особенно учитывая, что альтернативные методы либо дороги, либо небезопасны, либо и то, и другое.
