Многие уже заметили, что у меня сложные отношения с гидроксихлорохином при ковиде.
Вот очередная публикация (не РКИ), да не где-то, а в самом NEJM.
У 1200 госпитализированных пациентов не было обнаружено ассоциации между применением ГХ и выживаемостью или помещением на ИВЛ.
Поскольку в России продолжается достаточно широкое использование ГХ в попытке лечения COVID-19, в очередной раз хочу обратить внимание на необходимость осторожного к нему отношения в связи с рисками кардиотоксичности.
На них указывают не только многие недавние публикации, о которых я писал ранее, но и американские и российские рекомендации (Минздрав РФ прямо радует, в их рекомендациях достаточно подробная информация на этот счёт).
Отдельно подготовлен материал экспертами центра PharmaCOVID при РМАНПО.
В разделе “Материалы” я выложил переведённый мной материал на ту же тему для врачей от Американского колледжа кардиологов.
По поводу использования сывороток крови переболевших пациентов, вышла интересная статья в Nature Biotechnology.
Основные моменты: есть некоторые предварительные основания полагать, что такая сыворотка может быть использована в лечении больных с COVID-19 как сама по себе, так и в концентрированном очищенном виде (гипериммуноглобулины).
Над обеими темами работают крупные университетские клиники США и фармкомпании.
Идея в том, что кровь переболевшего COVID-19 обычно содержит антитела к вирусу, и их можно попытаться ввести заболевшему.
В статье указывается, что эффективность метода вероятно будет выше при профилактическом или раннем назначении.
Подчеркну, что данные об эффективности и безопасности такого лечения пока далеко не полны, поэтому, в частности, FDA требует получать отдельное экстренное разрешение на введение донорской плазмы для каждого пациента, причём оно будет выдано только пациентам в тяжёлом или крайне тяжёлом состоянии.
Введение также разрешено в рамках клинических исследований.
Полезная статья из Гамбурга.
Были проведены вскрытия 12 последовательно погибших пациентов с COVID-19 (то, что взяты именно последовательные случаи, снижает риск недостоверности результатов): у 7 из 12 был обнаружен тромбоз глубоких вен (без клинических проявлений), а у четверых прямой причиной смерти послужила тромбоэмболия легочной артерии.
Так что не только тромбы мелких сосудов, не только.
Напоминаю об американских рекомендациях НМГ или фондапаринукса всем госпитализированным пациентам с COVID-19 без явных противопоказаний.
Вышел великолепный обзор “Медузы” относительно типов вакцин-кандидатов против коронавируса.
Наконец, хотел бы обратить внимание коллег на отличный материал BMJ о принципах применениях петлевых диуретиков при отечном синдроме, переведённый Constantin Gostev.
